Счетчик обращений граждан и организаций
ПОСТУПИЛО 59 НА РАССМОТРЕНИИ 4 РЕШЕНО 55

АКТ проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Хайыраканская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Дзун-Хемчикскийкожуун Республики Тыва»

Последнее обновление: 27.12.2021

                                                                                                                     АКТ

проверки финансово-хозяйственной деятельности муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Хайыраканская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Дзун-Хемчикскийкожуун Республики Тыва» 

 

19 марта 2021 г. г. Чадан 

Общая часть

Основание для проведения проверки: план работы Контрольно-счетного органа Дзун-Хемчискогокожууна (далее – КСО) на 2021 год, уведомление о проведение проверки от «12» января 2021 г. № 3.

Предмет контрольного мероприятия: финансово-хозяйственная деятельность, соблюдение требований законодательства Российской Федерации муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения Хайыраканская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Дзун-Хемчикскийкожуун Республики Тыва» (далее по тексту – Учреждение или МБОУ ХСОШ). 

Проверяемый период деятельности: 2020 год.

Исполнители:

-руководитель контрольного мероприятия председатель Контрольно-счетного органа Дзун-ХемчикскогокожуунаДонгакАйланаСерээевна,

- инспектор Контрольно-счетного органа Дзун-Хемчикскогокожууна Кок-оолБелекмааДавадоровна,

- главный специалист Контрольно-счетногооргана Дзун-ХемчкскогокожуунаМонгушСаянаОчур-ооловна. 

Цель контрольного мероприятия: проверка законности, эффективности и целевого использования бюджетных средств, выделенных на обеспечение деятельности Учреждения. 

Метод проверки: документарный, выборочный. 

Срок проведения проверки с 15 февраля по 19 марта  2021 г. 

Ответственными лицами за финансово-хозяйственную деятельность с правом первой подписи в проверяемом периоде являлись: 

с правом первой подписи 

- с 27.08.2015г.по 23.03.2020г. директор УчрежденияМонгушСылдыс Григорьевич, назначенный на должность приказом начальника управления образования администрации Дзун-Хемчикскогокожууна Республики Тыва от 27.08.2015г. № 101;

- с 23.03.2020г. по настоящее время директор Учреждения МонгушАримДадар-оолович, назначенный на должность начальника управления образования администрации Дзун-Хемчикскогокожууна Республики Тыва (далее - УОА) от 23.03.2020 г. № 8.

В соответствии со ст. 162 Бюджетного кодекса Российской Федерации, ст. 7 Федерального закона от 06.12.2011 года № 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" ведение бухгалтерского и налогового учета, составление и передача отчетности МБОУ Хайыраканская СОШ, осуществляет бухгалтерия управления образования администрации Дзун-Хемчикскогокожууна.

Правом второй подписи по двусторонним договорам на ведение бухгалтерского учета б/н от 09.01.2020с 03.02.2020 года по приказу начальника управления № 4/1  обладает главный бухгалтер управления образования администрации Дзун-ХемчикскогокожуунаХовалыг Ульяна Олеговна за весь проверяемый период. 

Бухгалтерское обслуживание включает в себя ведение бухгалтерского и налогового учета, составление необходимой отчетности учредителю МБОУ ХайыраканскаяСОШ, в налоговые органы, во внебюджетные фонды, государственные органы статистики, иные контролирующие органы в установленные сроки и передача подготовленной отчетности МБОУ СОШ посредством электронной связи.

Общий объем проверенных средств составил 30 222,61 тыс. руб. 

 

Проверкой установлено 

 

1. Соответствие осуществляемой деятельности Учреждения учредительным документам 

 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждениеХайыраканская средняя общеобразовательная школа муниципального района «Дзун-ХемчикскийкожуунРеспубликиТыва» являетсямуниципальным некоммерческим  образовательным учрежден-ием. 

Организационно-правовая форма: муниципальное учреждение. 

Тип учреждения: бюджетное. 

Тип образовательной организации: общеобразовательная организация. 

Учреждение является некоммерческой организацией и не ставит извлечение прибыли основной целью своей деятельности. 

Место нахождения Учреждения (юридический адрес): 668116, Республики Тыва, Дзун-Хемчикскийкожуун, с. Хайыракан, ул. Александра Данзы-Белек, 58. 

Образовательная деятельность осуществляется по следующему адресу: 668116, Республики Тыва, Дзун-Хемчикскийкожуун, с. Хайыракан, ул. Александра Данзы-Белек, 58.

Как юридическое лицо в соответствии с федеральным законом "О государственной регистрации юридических лиц" от 08.08.2001 года № 129-ФЗ Учреждение 23.12.2002 внесено в Единый государственный реестр юридических лиц под основным государственным регистрационным номером 1021700625572 (свидетельство серии 17 № 000558684). При регистрации и постановке на учет в налоговом органе (10.07.2001) присвоен ИНН 1709005089, КПП 70901001. 

Учредителем и собственником имущества является администрация муниципального района «Дзун-Хемчикскийкожуун Республики Тыва».

Функции и полномочия учредителя Учреждения от имени муниципального районаДзун-Хемчикскийкожуун Республики Тыва осуществляет управление образования администрации Дзун-Хемчикскогокожууна Республики Тыва.

Управление образования администрации Дзун-Хемчикскогокожууна Республики Тыва осуществляет контроль и регулирование деятельности МБОУ Хайыраканская СОШ, является главным распорядителем бюджетных средств, участвует в формировании бюджета в части расходов на образование, распределяет бюджетные средства по подведомственным получателям бюджетных средств. 

На момент проведения проверки действует Устав, утвержденный Постановлением председателя администрации муниципального района Дзун-Хемчикскийкожуун Республики Тыва от 10.12.2015г. № 1180. Устав зарегистрирован в МРИ № 4 ФНС России по РТ22.12.2015 года. 

Учреждение имеет самостоятельный баланс, бюджетную смету, лицевой счет в отделе №  Федерального казначейства по Дзун-Хемчикскому району Управления Федерального казначейства по Республике Тыва, печать с полным наименованием на русском языке, имеет штампы и бланки со своим наименованием. 

В проверяемом периоде ведение Учреждением образовательной деятельности осуществлялось на основании: 

- лицензия № 484, серии 17ЛО1 № 000209, выданной Службой по лицензированию и надзору отдельных видов деятельности Республики Тыва 22.12.2016г. Лицензия выдана с бессрочным сроком действия; 

- свидетельства о государственной аккредитации  № 25 от 27.03.2014. Свидетельство действительно  до 31.03.2026. 

Аккредитовано три уровня  общего образования:  начальное общее образование,  основное общее образование,  среднее общее образование.

Дополнительное образование – подвид: дополнительное образование детей и взрослых.

Основная цель деятельности Учреждения:  

- формирование общей культуры личности обучающихся на основе усвоения обязательного минимума содержания общеобразовательных программ, их адаптация к жизни в обществе, создание основы для осознанного выбора и последующего освоения профессиональных образовательных программ; 

- воспитание обучающихся гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье, формирование здорового образа жизни; 

- созданиеусловийдля реализации гражданами Российской Федерации гарантированного государством права на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования. 

Предметом деятельности Учреждения является реализация конституционного права граждан Российской Федерации на получение общедоступного и бесплатного начального общего, основного общего и среднего общего образования в интересах человека, семьи, общества и государства; обеспечение охраны и укрепления здоровья и создание благоприятных условий для разностороннего развития личности, в том числе возможности удовлетворения потребности учащихся в самообразовании и получении дополнительного образования, обеспечение отдыха граждан, создание условий для культурной, спортивной, и иной деятельности населения.  

Согласно абзаца второго пункта 4 статьи 298 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее ГК РФ) бюджетное учреждение может осуществлять приносящую доходы деятельность в соответствии со своими учредительными документами. Доходы, полученные от указанной деятельности, поступают в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации. 

В 2020/2021 года количество обучающихся детей составляло 216 человек, в том числе: 

- 1-4 классы: 107 чел.; 

- 5-9 классы: 86 чел.; 

- 10-11 классы: 8чел.

Учетная политика на 2020 год  утверждена приказами: № 194 от 31.12.2018 "Об утверждении "Положения об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета", № 172 от 19.10.2018 "О внесении дополнений в Положение об учетной политике для целей бухгалтерского и налогового учета". Внесение изменений и дополнений обусловлено изменениями федеральных нормативных правовых актов, относящихся к бухгалтерскому учету и отчетности. Учетная политика на 2020 год  утверждена приказом "Об утверждении учетной политики для целей бухгалтерского и налогового учета". Приказом установлен переходный период на введение федеральных стандартов бухгалтерского учета с 01.01.2020 г. по 01.10.2020 г. 

Осуществляемая деятельность Учреждения соответствует учредительным документам.  

 

2. Анализ исполнения плана финансово-хозяйственной деятельности

План финансово-хозяйственной деятельности на 2020 год финансовый год утверждены директором МБОУ ХайыраканскаяСОШ и согласованы с председателем администрации муниципального района Дзун-Хемчикскийкожуун Республики Тыва. 

На 2020 утверждено поступление доходов и расходов по плануфинансово-хозяйственной деятельности по 32 803,52 тыс.руб., исполнение составило  по 30 222,61 тыс. руб. или 92,13 процента сметных назначений. Отклонение плановых данных от фактических расходов составило по 2,58 тыс. руб.

 

Статьи расходов в 2020 году 

Таблица № 1 (тыс.руб.) 

Показатели

Код по КОСГУ

По плану ФХД на 2020 год

По отчету об исполнении плана его ФХД

0503737

Отклонение

Доходы:

 

32803,52

30222,61

2580,90

Расходы всего:

200

32803,52

30222,61

2580,90

Расходы на выплату персоналу:

210

30089,30

27568,35

2520,95

-заработная плата

211

22992,00

21057,39

1934,60

-прочие выплаты

212

168,76

168,76

0,00

-начисления на з/пл.

213

6928,55

6342,20

586,34

Закупка товаров, работ и услуг для обеспечения муниципальных нужд

300

 

2588,21

2536,72

51,49

Уплата налогов, сборов и иных платежей, всего

 

126,00

117,54

8,46

 

Наибольший процент в структуре расходов составляет оплата труда и начисления на заработную плату –  91,21 процента. Расходы на коммунальные услуги и содержание имущества 8,4 процентов. Остальные расходы составили 0,4 процента. 

По состоянию на 01.01.2020 г.  Учреждение имело задолженность по платежам в бюджет в сумме 46,92 тыс. руб., а по состоянию на 01.01.2021 задолженность в бюджет отсутствует. Значительная сумма задолженности на протяжении проверяемого периода приходится по взносам на медицинское и пенсионное страхование. Суммы задолженности соответствуют данным отчетности представляемой в контролирующие органы. 

Учреждением  отвлечение бюджетных средств на уплату госпошлины, пени за несвоевременное перечисление налогов, страховых взносов и задержки расчетов с поставщиками не допущено.

 

3. Состояние расчетной дисциплины 

 

Ведение бухгалтерского учета в Учреждении осуществляется на основе заключенных двусторонних договоров на планово-экономическое и бухгалтерское обслуживание № 16 от 18.04.2012 и № 3 от 01.01.2018 заключенных между Учреждением (Заказчик) и управление образования администрации Дзун-Хемчикскогокожууна (Исполнитель).  

Согласно заключенным договорам на Исполнителя возложены следующие обязанности: 

- ведение бухгалтерского и налогового учета в соответствии с действующим законодательством о бухгалтерском учете и Налоговым кодексом РФ; 

- составление необходимой отчетности учредителю Заказчика, в налоговые органы, внебюджетные фонды, государственные органы статистики, иным контролирующим органам; 

- передача подготовленной отчетности Заказчику посредством электронной связи. 

Бюджетный учет осуществляется в соответствии с приказом Министерства финансов от 01.12.2010 № 157н "Об утверждении Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений и Инструкции по его применению (далее - Инструкция № 157н), приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению" (далее – Приказ № 162н). 

Согласно ст.19 Закона № 402-ФЗ Учреждение организует и осуществляет внутренний контроль совершаемых фактов хозяйственной деятельности. Согласно ч. 4 ст. 9 Закона N 402-ФЗ Учреждение оформляет первичные документы по формам, установленным Приказом № 52н. 

Акты сверки с предприятиями и организациями производятся по мере необходимости и ежегодно перед составлением годовой отчетности. Суммы дебиторской и кредиторской задолженности с истекшими сроками исковой давности, не подтвержденные актами сверок, при проведении годовой инвентаризации расчетов списываются на основании приказа по Учреждению. 

Случаев необоснованного списания дебиторской и кредиторской задолженности не установлено. 

 

4. Банковские операции 

Проверкой достоверности и законности банковских операций, проведенной выборочным путем, за период с 01.01.2020 по 31.12.2020 по лицевому счету нарушений не установлено. Остаток денежных средств на лицевом счете № 03203008970, открытом в Управлении Федерального казначейства по Республике Тыва для учета движения средств, полученных из бюджета, на 01.01.2019 отсутствует. Остатки средств на начало, обороты за месяц и остатки на конец месяца по выпискам банка соответствуют данным Главной книги и журналу операций № 2 с безналичными денежными средствами. 

Отвлечения средств бюджета на депозитные счета в коммерческие банки не установлено. Валютных счетов учреждение не имеет. 

Нарушений не установлено. 

 

5. Кассовые операции 

Кассовые операции в проверяемый период не зарегистрированы.

 

6. Расчеты по оплате труда 

 Субвенции на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство

В соответствии с п. 2  Правил выплаты ежемесячного денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам государственных образовательных организаций Республики Тыва и муниципальных образовательных организаций, реализующих образовательные программы начального общего, основного общего и среднего общего образования, в том числе адаптированные основные общеобразовательные программы утверждённого постановлением Правительства Республики Тыва от 08.07.2020 N 313, размер ежемесячного вознаграждения за классное руководство определен 5000 рублей с сохранением ранее установленных доплат. Выборочной проверкой обоснованности начисления и выплаты вознаграждения за классное руководство установлено следующее.

Всего за 2020 год МБОУ СОШ осуществлено финансирование субвенции наежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство в размере 692,6 тыс. рублей.

Расходные обязательства по выплате денежного вознаграждения за классное руководство педагогическим работникам осуществлены в сумме 692,6 тыс. рублей.

(в тыс. рублях)

 

Наименование

Количество класс-комплектов

Расходы по оплате труда и начислениям по оплате труда

 

2019-2020 учебный год

итого

211

213

1

МБОУ СОШ Хайыракан

 

14

692,6

532,0

160,6

 

Выплата вознаграждения за выполнение функций классного руководства из средств субвенций произведена с сентябрь по декабрь 2020 года 14 классным руководителям, на основании ежемесячных приказов  директора школы «Об оплате дополнительного вознаграждения за классное руководство».

При выборочной проверке правомерности начисления за классное руководство нарушений  не установлено, так за 2020 год всего за выполнение функций классного руководство начислено вознаграждение в сумме 532,0 тыс. рублей. Согласно данным представленных табелей по учету рабочего времени и ежемесячных приказов о замещении должности классного руководства общая сумма начисления вознаграждения по расчетам (по результатам проверки) составила  532,0 тыс. рублей.

Фактов не целевого использования субвенций, выделенных из республиканского бюджета на выплату педагогическим работникам за классное руководства, не установлено.

Проверкой эффективности использования субвенций на ежемесячное денежное вознаграждение за классное руководство установлено, что педагогические работники МБОУ СОШ Хайыракан, на которых приказами общеобразовательного учреждения возложены по организации и координации воспитательной работы с обучающимися в классе, получили вознаграждение за счет субвенций, выделенных Дзун-Хемчикскомукожууну.

Бюджетные ассигнования на реализацию основных общеобразовательных программ в области общего образования за 2020 год.

Распределение субвенций на реализацию общеобразовательных программ в 2020 году

  (в тыс. рублях)

Наименование

поступлений

КОСГУ

Итого

211

212

213

221

 

222

223

 

225

226

290

310

340

Субсидии на ФОВМЗ из М.Б.

0

33,6

700,0

 

 

14,8

50,5

 

 

234,7

 

 

233,9

51,8

 

 

117,5

 

 

23,0

1051,5

2 511,3

Субсидии на иные цели

522,5

0

157,8

 

 

 

 

 

 

 

671,8

1 352,1

Субсидии на ФОВМЗ из Р.Б.

20 534,8

35,1

6 184,4

 

 

 

 

 

 

 

204,0

26 958,3

ЖКУ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

100,0

100,0,

От иной приносящей деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

0,5

0,5

итого

21057,3

68,7

7042,2

14,8

50,5

234,8

233,9

51,8

117,5

23,0

2027,8

30 922,2

 

Как видно, из показателей выше таблицы, в Хайыраканской общеобразовательной школе бюджетные ассигнования на реализацию основных общеобразовательных программ в области общего образования за 2020 год доведены в размере 30 922,0 тыс. рублей.                  

Проверкой установлено, что расходы Хайыраканской общеобразовательной школе финансовые ассигнования за счет субсидий на финансовое обеспечение выполнения муниципального задания общеобразовательных программ, а также за счет средств бюджета муниципального района «Дзун-Хемчикскийкожуун Республики Тыва» по целевой статье 0720040590 «На финансовое обеспечение муниципального задания на оказание муниципальных услуг».

За 2020 год финансирование расходов на оплату труда работников МБОУ СОШ за счет субвенций на реализацию общеобразовательных программ общего образования из Республиканского бюджета произведено в сумме 26 958,3 тыс. рублей, в том числе на заработную плату с начислениями 26 719,2 тыс. рублей. Расходные обязательства осуществлены в полном объеме.

Субсидии на возмещение нормативных затрат, связанных с оказанием ими в соответствии муниципальным заданием на иные цели предоставлено на сумму 1 352,1 тыс. рублей, из них на заработную плату 680,3 тыс. рублей, на другие расходы 671,7 тыс. рублей. Расходные обязательства исполнены в полном объеме. 

Также за 2020 год из местного бюджета профинансировано на сумму 2 511,3 тыс. рублей, в том числе, на оплату труда 700,0 тыс. рублей.

За 2020 год кассовые расходы по статье 211 «Заработная плата» в соответствии с финансированием составили 21 057,3 тыс. рублей.

Таким образом, всего по журналу-ордеру № 6 в 2020 году начислено заработной платы на сумму 20 815 455,40 рублей, в том числе за счет субсидий на финансовое обеспечение муниципального задания из Республиканского бюджета  – 20 534,8 тыс. рублей, за счет субсидий на иные цели– 280 655,4 тыс. рублей.

 

 (в рублях)

 

сальдо на начало 2020 г.

начислено

выплачено

сальдо на конец 2020 г. / начало 2021 г.

ЗП 211 начислено

 

20 815 455,40

 

 

ЗП 211 к выплате

-241 940,91

 

21 057 396,31

0,00

 

         Расходы на реализацию общеобразовательных программ за 2020 год направлялись в основном на выплату заработной платы работников общеобразовательной организации по подстатьям КОСГУ 211, 213, которые составили 30 922,2 тыс. рублей или 90,8 процента от субвенций на реализацию общеобразовательных программ.

При начислении заработной платы работникам школы руководствовались постановлением Правительства Республики Тыва от 16 июля 2015 г. N 357 "Положение о системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Республики Тыва", постановлением Правительства Республики Тыва от 4 апреля 2018 г. N 147 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Тыва «Об утверждении положения  о системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций РеспубликиТыва» и о признании утратившим силу постановления Правительства Республики Тыва от 11.07.2011 г. № 455, постановление администрации муниципального района Дзун-Хемчикскийкожуун Республики Тыва от 23 апреля 2018 года № 175 «О внесении изменений постановление администрации муниципального района Дзун-Хемчикскийкожуун Республики Тыва в «Об утверждении положения  о системе оплаты труда работников муниципальных образовательных организаций Дзун-Хемчикскогокожууна Республики Тыва» от 19.08.2015 г. № 977, постановлениеПравительства Республики Тыва «Об утверждении размеров  должностных окладов по профессиональным квалификационным группам общеотраслевых профессий рабочих и  общеотраслевых должностей руководителей, специалистов и служащих от 25 сентября 2018 г. № 492, приказ об утверждении Методических рекомендаций по установлению стимулирующих выплат работникам образовательных организаций Республики Тыва от 16 марта 2016 , № 307/1-д, методические рекомендации по организации обучения на дому детей, нуждающихся в длительном лечении и (или) детей-инвалидов по образовательным программам начального общего, основного общего, среднего общего образования в общеобразовательных учреждениях, расположенных на территории Республики Тыва».

Начисление заработной платы работников производилось на основании табелей учета рабочего времени по утвержденному штатному расписанию, тарификации педагогического персонала, приказов директора на замещение и совмещение работников, приказов о стимулирующем коэффициенте, о премировании на лицевых счетах формы по ОКУД № 0301013. Табеля учета рабочего времени ежемесячно составляются ответственными лицами, и утверждается директором. Начисление заработной платы работникам осуществлялось вручную.

Штатное расписание за проверяемый период утверждено начальником директором организации  без указания даты в количестве 37,6 штатных единиц с годовым фондом оплаты труда 9 512,6 тыс. рублей.

Тарификационные списки педагогических работников МБОУ Хайыраканская СОШ  за 2019-2020 учебный год, 2020-2021 учебный год утверждены директором общеобразовательной организации с годовым фондом оплаты труда   10 990,8 тыс. рублей.

Проведенной проверкой тарификационных списков и штатного расписания на предмет правильности установления окладов нарушений не установлено.

Стимулирующие выплаты с 01.01.2020 г. по 01.12.2020 г.  произведены на основании Положения о выплатах стимулирующего характера работникам образовательных организаций  Дзун-Хемчикскогокожууна Республики Тыва» в соответствии с постановлением № 529 от 30.12.2016 г.

 

Выборочная проверказаработной платы за проверяемый период показала следующее:

Система оплаты труда работников образовательной организации включает должностные оклады руководителей в зависимости от группы по оплате труда и должностные оклады административного, педагогического и тарифные ставки по профессиям рабочих по профессиональным квалификационным группам.

Выплаты стимулирующего характера, размеры и условия их осуществления определяются организацией с учетом мнения представительного органа и устанавливаются коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами.

В нарушение  п.2.19 Постановления Правительства Республики Тыва от 16 июля 2015 г. N 357 "Положение о системе оплаты труда работников государственных образовательных организаций Республики Тыва", также п.1.15положения   о выплатах стимулирующего характера работникам образовательных организаций  Дзун-Хемчикскогокожууна Республики Тыва», утвержденной  Постановлением № 529 от 30.12.2016 г. премии выплаченные за период 2020 год не привязаны к результатам деятельности  или конкретного вклада при выполнении муниципального задания. Также, решение о назначении премии должно приниматься на основании нормативно-правого акта о премировании работников, при этом наименование премии, период, за который выплачивается премия, не установлены организацией локальными нормативными актами.      

 Таким образом, общая сумма премий выплаченные без конкретного наименования и отсутствием локального нормативного акта организации, составляет 386,9 тыс. рублей (приложение - таблица ___).

Проверкой правильности использования оплачиваемых отпусков установлено:

- неправомерно начислены отпускные на сумму 8,1 тыс. рублей.

    Так, приказом начальника управления образованием, из очередного оплачиваемого отпуска отозван директор школы  Монгуш А.Д., в связи с производственной необходимостью, без указания в дальнейшем срока нереализованной части отпуска (отгул). Сверкой расчетных ведомостей, по табелям учета рабочего времени дни, подлежащее  отгулу (6 дней)  в течение года не были представлены, оплаченные суммы отпуска в кассу бухгалтерии не возвращены, в этой связи, не соблюдена норма ст. 124 и ст.125 ТК РФ.

    Так как, отпускные были начислены за все дни отпуска в соответствии с графиком отпусков и выплачены еще до его начала – не позднее чем за 3 дня, как того требует ТК РФ (ст. 136 ТК РФ), при отзыве из отпуска перерасчет отпускных не произведен. При предоставлении впоследствии неиспользованной части отпуска работнику нужно было рассчитать его отпускные исходя из другого расчетного периода (ст. 139 ТК РФ). При перерасчете отпуска умножить сумму среднего заработка, исходя, из которой были начислены первоначальные отпускные, на число дней неиспользованного отпуска. Эту сумму должны были удержать с работника (копия приказа об отзыве Монгуш А.Д. прилагается   (приложение № __).

       При начислении отпускных, принятие норм о предоставлении оплачиваемых дополнительных дней отпуска привело к неэффективному расходованию бюджетных средств. В трудовых договорах с работниками (р.Y.п.19) согласованы ежегодные основные оплачиваемые отпуска с продолжительностью дней как у педагогического персонала - 72 календарных дней.

    Так как обслуживающему персоналу полагается 44 календарных дней при начислении оплачиваемого отпуска фактически предоставлялись отпуска 51, 78, 84 дней, с переплатой  на сумму 28,75 рублей, что привело к несоблюдению требований Трудового кодекса, где обусловлено о ненормированном рабочем дне и не зафиксировано в трудовых договорах с работниками. В нарушение ч. 4 ст. 91 Трудового кодекса не выполнена, возложенная на работодателя безусловная обязанность по ведению учета времени, фактически отработанного каждым сотрудником в режиме ненормированного рабочего дня (ведомости учета не представлены), или данным работникам произведена переплата надбавки за ненормированные часы РФ (таблица___).

 

(в рублях)

ФИО

должность

Кол дней отпуска по Трудовому договору

Начислено на дни

Сумма переплаты

 

Чылбак-оол Л.К.

Педагог-библиотекарь

72

84

3 906

Монгуш А.А-Х.

Учитель

72

78

5 901

Бурбу А.М.

Делопроизводитель

44

50

5 559

Кара-сал С.Д.

Водитель

44

51

5 765

Всего:

 

 

 

21 131

 

        В нарушение п. 4 Постановления Правительства РФ от 24.12.2007 г. № 922 «Об особенностях  порядка исчисления средней заработной платы», произведена переплата (недоплата) отпускных в 2020 г. в связи с неправильным определением базы для расчета среднего заработка 2-м работникам на общую сумму 7, 62тыс. рублей (п.1.2.95 Кл.н.), в том числе:

       - учителю Ховалыг У.Х. произведена переплата отпускных – 1 974,3 рублей;

       - инструктору по физвоспитанию произведена недоплата отпускных – 5 641 рублей.

      При установлении стимулирующих выплат педагогическим работникам, при разработке и принятии муниципальных правовых актов организацией не выполнены пункты Методических рекомендаций по установлению стимулирующих выплат работникам образовательных организаций Республики Тыва от 16.03.2016 г №307/1-д.

     Таким образом, в нарушении п. 1.5  на Устав организации, не предусмотрено изменения полномочия комиссии по распределению стимулирующих выплат работникам;

- положение о комиссии по распределению стимулирующей части заработной платы работников организацией не разработано;

- не конкретизировано условия оплаты труда работников в их трудовых договорах, в том числе размеры компенсационных выплат и выплат стимулирующего характера;

- с работниками не заключены дополнительные соглашения к трудовым договорам, условия оплаты их труда не структурировано, не предусмотрено в них размер выплат компенсационного характера, выплат стимулирующего характера также размер социального характера.

     При   совмещении должностей  временно отсутствующего работника  по причине болезни, или во время нахождения на курсах повышения квалификации работникам  производились доплаты без соглашения сторон, без учета содержания объёма дополнительной работы. Доплаты не определены трудовым договором, дополнительные соглашения с работниками к трудовым договорам  о выплате конкретного размера доплаты не заключались.. В результате сверки Трудовых договоров с работниками, также проверкой правомерности осуществленных расходов при совместительстве или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника выявлены факты неправомерного использования бюджетных средств на сумму 70,3 тыс. рублей (приложение таблица __).

В нарушение Приказа Министерства образования и науки РФ от 19.12.2013 г № 1368, предоставляющий гарантия и компенсации работникам, совмещающим работу с получением образования, а также требования ст. 173 Трудового кодекса Российской Федерации, где обучающим по заочной форме обучения предоставлены гарантии и компенсации для прохождения промежуточной аттестации, без справки подтверждений и вызовов необоснованно выплачены бюджетные средства на общую сумму 93,57 тыс. рублей(1.2.100Кл.н.),что привело  к нарушению порядка и условий оплаты труда  бюджетных средств, в том числе:

    - СэмбэНарантунгалагс 01.11 по 15.11.2020 г –  5 244 рублей,

    - МонгушСесимаа Петровна с 02.11 по 30.11.2020 г – 13 936 рублей;

    - МонгушВивиана Сергеевна с 09.11 по 28.11.2020 г – 31 815 рублей;

    - МонгушСесимаа Петровна с 01.06 по 13.06.2020 г – 10 202 рублей;

    - МонгушВивиана Сергеевна с 06.04 по 25.04.2020 г – 16 780 рублей;

    - МонгушСайхооБелековна с 16.03 по 04.04.2020 г – 4 803 рублей;

    - Сат Вячеслав Дадар-оолович с 06.04 по 25.04.2020 г – 10 786 рублей.

Контрольно-счетным органом было отмечено, что порядок, система, оплаты труда работников  в организации устанавливаются не в полном соответствии коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Отсутствие правовых актов или же неосуществление бюджетных полномочий получателя бюджетных средств снижает объективность распределения и носит коррупциогенный характер – отсутствие или неопределенность, в том числе, условий или оснований принятия решения.

 

7. Расчеты с подотчетными лицами 

Учреждением приказом от 25.11.2016  № 157 утверждено "Положение о ведении расчетов с подотчетными лицами".

Согласно приказов по учетной политике выдача денежных средств на хозяйственные расходы и раздатчикам на выплату заработной платы производится работникам, заключившим с Учреждением договор о полной индивидуальной материальной ответственности, в соответствии с Положением о ведении кассовых операций и с Положением о ведении расчетов с подотчетными лицами. 

Договоры о полной индивидуальной материальной ответственности заключены с директором Учреждения Монгуш С.Г. (б/н от 27.08.2015, действовал до 23.03.2020), с директором МонгушА.Д. (б/н от 23.03.2020), с заместителем директора Сат А.О. (б/н от 27.08.2015), с заместителем директора Ховалыг Ч.К. (б/н от 27.08.2015), с заместителем директора Сарыглар С.С. (б/н от 27.08.2015), с библиотекарем Чылбак-оол Л.К-С. (б/н от 27.08.2015), с поваром Ооржак Р.Ш. (б/н от 28.08.2015), споваром (б/н от 27.08.2015). 

Учреждением приказом от 29.06.2015 № 110 утверждено "Положение о служебных командировках работников МБОУ ХСОШ». Положение разработано в соответствии с Трудовым кодексом РФ,  Постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 "Об особенностях направления работников в служебные командировки" (далее - Положение № 749). 

Согласно п. 11 Положения № 749  и ст. 168 Трудового кодекса РФ размеры возмещаемых расходов, связанных с командировкой, определяются коллективным договором или локальным нормативным актом.  

Порядок выдачи и списания подотчетных сумм в Учреждении определен Учетной политикой и Указаниями ЦБ РФ № 3210-У.

В проверяемый период денежные средства под отчет не выдавались. 

 

8. Расчеты с поставщиками и подрядчиками 

Расчеты с поставщиками и подрядчиками проверены сплошным методом. Учет ведется в Журнале операций № 4 расчетов с поставщиками и подрядчиками. Записи в журнале производятся на основании первичных документов. Все документы в регистры учета разнесены полностью. Сверкой оборотов данных Журнала операций с безналичными денежными средствами № 2 и Журнала операций расчетов с подотчетными лицами № 3 за услуги и приобретенные материальные ценности с данными Журнала операций расчетов с поставщиками и подрядчиками № 4, расхождений не установлено. Сверка расчетов с поставщиками и подрядчиками производится при получении счетов-фактур за поставленные услуги и ценности, подготовке к составлению годового отчета и по мере необходимости. 

Кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам за полученные материальные ценности, работы и услуги отраженная в балансе: 

на 01.01.2020 – 186,85 тыс. руб. в том числе: АО «Тывасвязинформ» за услуги связи в сумме 1 346,4 тыс. руб., ИП ОндарАльберт Константиновичза уголь каменный марки 1-ГЖ 69902,57 тыс. руб., АО «Издательство Просвещение»в сумме 115 599,86 тыс. руб.; 

на 01.01.2021 – 157,77 тыс. руб. в том числе: ИП Ондар Альберт Константинович за уголь каменный марки 1-ГЖ 157,77 тыс. руб.  

За проверяемый период с 01.01.2020 по 31.12.2020 кредиторская задолженность поставщикам и подрядчикам уменьшилась на 29 075,83 тыс. руб.  

Наличие кредиторской задолженности является отрицательным фактором, влияющим на финансовое состояние Учреждения, так как в соответствии со статьей 161 БК РФ, принятые и неисполненные обязательства текущего года, необходимо погашать за счет лимитов бюджетных обязательств следующего года. 

Основной вид расчетов с поставщиками безналичные расчеты. Суммы задолженности достоверны и соответствуют актам сверки взаимных расчетов с поставщиками и подрядчиками. Нарушений при ведении расчетов с поставщиками не установлено. 

 

9. Проведение инвентаризации материальных ценностей, определение ее результатов и отражение их в учете. 

Инструкцией № 157н установлены требования проведения учреждением инвентаризации имущества, финансовых активов и обязательств в соответствии с нормативным правовым актом Министерства финансов РФ, которым является приказ Минфина РФ от 13.06.1995 (в редакции от 08.11.2010) № 142, утвердивший Методические указания по проведению инвентаризации имущества и финансовых обязательств. Данный порядок проведения инвентаризации и оформления ее результатов установлен для всех организаций, в том числе для всех типов государственных (муниципальных) учреждений. 

При этом инвентаризация основных средств может проводиться один раз в три года, а библиотечных фондов - один раз в пять лет. 

Положение о порядке проведения инвентаризации в МБОУ ХСОШ утверждено приказом от 27.12.2016 г. № 175, изменения и дополнения в Положение внесены приказом от 31.12.2018 г. № 215. 

В 2020 году инвентаризация основных средств, проведена согласно приказу от 27.10.2020 г. № 67 в целях контроля за соблюдением учета, обеспечения условий хранения имущества Учреждения.

 Проведенной инвентаризацией  расхождений фактического наличия основных средств, с данными бухгалтерского учета не установлено. 

Приказом от 27.10.2020 № 67 "Об инвентаризации активов" проведена инвентаризация основных средств (включая библиотечный фонд), непроизведенных активов, арендуемого имущества.  

По результатам проведенной инвентаризации  расхождений фактического наличия основных средств (включая библиотечный фонд) с данными бухгалтерского учета не установлено. 

Инвентаризация материальных ценностей и расчетов проводится перед составлением годового отчета и по мере возникновения необходимости. В соответствии с п. 1.5 Методических указаний по инвентаризации имущества и финансовых обязательств (утв. приказом Министерства финансов РФ от 13.06.1995 № 49) в районах, расположенных на Крайнем Севере и приравненных к ним местностях, инвентаризация товаров, сырья и материалов может проводиться в период их наименьших остатков. 

В проведенной 2020 году инвентаризации материальных ценностей и расчетов  расхождений между фактическим наличием материальных ценностей и данными бухгалтерского учета не выявлено.

 

10. Организация учета недвижимого и движимого имущества 

 

10.1. Организация учета основных средств 

Согласно выписке из реестра муниципального имущества Дзун-Хемчикскогокожууна,утвержденного постановлением главы администрации Дзун-Хемчикскогокожууна от 31 мая 2006 г. № 232 за Учреждением числится имущество - основные средства (объект недвижимости: здания и земельный участок) балансовой стоимостью 3210,93 тыс.руб., что соответствует стоимости имущества, отраженной в бухгалтерском учете по состоянию на 01.01.2020 г.

Согласно пункта 2.6. "Положения о порядке владения, использования и распоряжения муниципальным имуществом МР" № 100 от 17.06.2017 (далее - Положение № 100), утвержденного решением Хурала представителей муниципального района Дзун-Хемчикскскийкожуун Республики Тыва, контроль за деятельностью МБОУ ХСОШ по вопросам использования, сохранности и движения муниципального имущества, осуществляет Учредитель в лице структурного подразделения (Отдел земельных и имущественных отношений).

На все принятые объекты составлены акты о приеме-передаче объектов основных средств по установленной форме с заполнением всех необходимых реквизитов. Помещения и имущество используются по целевому назначению. 

Поступление основных средств в 2020 году составило 148,57 тыс. руб. или 17 учетные единицы (приобретение школьной мебели и оборудования), выбытие основных средств составило 981,41 тыс. руб. или  учетные единицы (списание пришедших в негодность (физический износ) основных средств, перенос на забалансовый учет основных средств со стоимостью до 3000 руб.). 

Согласно пп. 4.2.3. п. 4.2 Положения № 100 право хозяйственного ведения и право оперативного управления недвижимым муниципальным имуществом наступает у муниципального бюджетного предприятия, казенного предприятия с момента государственной регистрации этих прав. 

Подпунктом 4.2.9. пункта 4.2, пунктом 6.8 Положения № 100 установлено, что права на недвижимое имущество, переданное муниципальному унитарному предприятию в хозяйственное ведение или казенному предприятию оперативное управление, созданное или приобретенное предприятием в результате его деятельности, подлежат государственной регистрации. 

МБОУ ХСОШ произвело государственную регистрацию права на недвижимое имущество, переданное в оперативное управление: 

 – нежилое, 1-этажное здание (школа) общей площадью 428,1 кв. м. о чем в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество (ЕГРП)  сделана регистрационная запись от 18.05.2010 № 17-17-02/021/2010-441. Кадастровый номер здания школы 17-17-02/021/2010-441; 

– нежилое 1-этажное здание общей площадью 122,3 кв. м. о чем в ЕГРП  сделана регистрационная запись от 07.05.2010 № 17-17-02/021/2020-454. Кадастровый номер здания склада 17-17-02/021/2010-454; 

– нежилое 1-этажное здание общей площадью 1073,6 кв. м. о чем в ЕГРП сделана регистрационная запись от 18.05.2010 № 17-1702/021/2010-442. Кадастровый номер здания мастерской 17-1702/021/2010-442;

- нежилое 1-этажное здание общей площадью 396,5 кв. м. о чем в ЕГРП сделана регистрационная запись от 18.05.2010 № 17-1702/021/2010-443. Кадастровый номер здания мастерской 17-1702/021/2010-443;

- нежилое 1-этажное здание (мастерская) общей площадью 89,7 кв. м. о чем в ЕГРП сделана регистрационная запись от 18.05.2010 № 17-1702/021/2010-444. Кадастровый номер здания мастерской 17-1702/021/2010-444.

МБОУ ХСОШ произвело государственную регистрацию права на земельный участок, предоставленный в постоянное пользование общей площадью 1500 кв. м. о чем в ЕГРП сделана регистрационная запись от 19.05.2010 № 17-17-02/028/2010-004. Кадастровый номер земельного участка 17:03:0501019:77.  

В МБОУ ХСОШ имеется транспортное средство (особо ценное движимое имущество) школьный автобус ГАЗ-А66R33 с балансовой стоимостью 1715,0 тыс. руб. и с остаточной стоимостью 1000,42 тыс. руб.

Аналитический учет основных средств ведется в инвентарных карточках и описях инвентарных карточек по установленной форме с заполнением всех необходимых реквизитов, присвоением инвентарных номеров. 

Аналитический учет по счету 010400000 «Амортизация» ведется в Оборотной ведомости по нефинансовым активам. Начисление амортизации производится ежемесячно линейным способом.  Всего за 2020 год начислено амортизации основных средств 1 585,30 руб. Остаточная стоимость основных средств на конец года 2 209,54 тыс. руб.

 

10.2. Организация учета материальных запасов 

 

Согласно Постановлению Минтруда РФ от 31.12.2002 N 85 "Об утверждении перечней должностей и работ, замещаемых или выполняемых работниками, с которыми работодатель может заключать письменные договоры о полной индивидуальной или коллективной (бригадной) материальной ответственности, а также типовых форм договоров о полной материальной ответственности" с материально-ответственными лицами заключены письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности. 

Приобретение материальных запасов в проверяемом периоде осуществлялось за наличный расчет через подотчетных лиц и в безналичном порядке путем перечислений с лицевого счета. Своевременность и полнота оприходования материальных запасов проверена выборочным методом. 

Согласно данным бюджетного учета (счет 105 00) по состоянию на 01 января 2020 года на балансе учреждения материальных запасов не числилось. 

В 2020 году поступило материальных запасов на общую сумму 594 240 рублей. 

Выбыло материальных запасов в 2020 году на 508 490 сумму рублей. 

Приход и расход материальных запасов по первичным документам соответствует данным оборотным ведомостям  и журналов операций по выбытию и перемещению нефинансовых активов. Данные аналитического учета соответствуют данным Главной книги за 2020 годи данным Баланса (ф. 0503730).

Выборочной проверкой полноты и своевременности принятия к учету материальных запасов и правильности их отражения на соответствующих балансовых счетах за  второе полугодие 2020 года нарушений не установлено.  

Списание материальных запасов с учета производилось на основании актов о списании материальных запасов (ф. 0504230). 

Списано на текущий ремонт школьных помещений материалов в 2020 году на сумму ___ тыс. руб.

 

11. Порядок организации питания, предоставляемого на бесплатной основе:

 

Нормативные документы Учреждения по руководству и организации горячего питания.

Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 23 июля 2008 г. N 45 "Об утверждении СанПиН 2.4.5.2409-08

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 25.12.2018) «Об образовании в Российской Федерации» Ст.37 «Об организации питания обучающихся»;
  • Федеральный закон от 02.01.2000 N 29-ФЗ (ред. от 23.04.2018) «О качестве и безопасности пищевых продуктов» Ст.25.2 «Организация питания детей в образовательных организациях»;

 Методические рекомендации по организации питания обучающихся общеобразовательных организаций, утвержденные руководителем Федеральной службы Роспотребнадзора;  

Методические рекомендации «Родительский контроль за организацией горячего питания детей в общеобразовательных организациях»,  утвержденные  руководителем Федеральной службы Роспотребнадзора.  

 

План мероприятий («дорожной карты»)

по организации бесплатного горячего питания обучающихся,

получающих начальное общее образование в муниципальных бюджетных общеобразовательныхорганизациях муниципального района «Дзун-Хемчикскийкожуун Республики Тыва»

  • Федеральный закон от 30.03.1999 N 52-ФЗ (ред. от 03.08.2018) «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (с изм. и доп., вступ. в силу с 21.10.2018);

http://docs.cntd.ru/document/901729631

  • Закон РФ от 07.02.1992 N 2300-1 (ред. от 29.07.2018) «О защите прав потребителей»;

http://docs.cntd.ru/document/9005388

Постановление Правительства РФ от 20 июня 2020 г. № 900 «О предоставлении бесплатного питания для школьников младших классов».

http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202006230020

  • Федеральный закон от 27.12.2002 N 184-ФЗ (ред. от 29.07.2017) «О техническом регулировании»;

http://docs.cntd.ru/document/901836556

  • Технические регламенты Таможенного союза на пищевые продукты;

http://docs.cntd.ru/document/902320560

  • СанПиН 2.3.2.1940-05 «Организация детского питания»;

http://docs.cntd.ru/document/901922182

  • СанПиН 2.3.2.1078-01 «Гигиенические требования к безопасности и пищевой ценности пищевых продуктов»;

http://docs.cntd.ru/document/901806306

  • СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий»;

http://docs.cntd.ru/document/901793598

  • СП 2.3.6.1079-01 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям общественного питания, изготовлению и оборотоспособности в них продовольственного сырья и пищевых продуктов»;

http://docs.cntd.ru/document/901802127

  • МР 2.4.5.0107-15 «Организация питания детей дошкольного и школьного возраста в организованных коллективах».

            В ходе проверки проведены: проверка наличия нормативных правовых актов, регламентирующих организацию питания обучающихся, проверка правильности учета питания школьников, анализ дебиторской и кредиторской задолженности по поставщикам продуктов питания, правильность ведения бухгалтерского учета и отчетности.

         Материальная ответственность за учет и сохранность материальных ценностей возложена согласно приказу директора МБОУ ХСОШ, с которыми заключаются письменные договоры о полной индивидуальной материальной ответственности в целях организации и контроля за обеспечением горячего питания обучающимся:

- ОоржакАяс Олегович – завхоз;

- Кара-Сал Валентина Тыртый-ооловна – воспитатель;

- Кара-СалСайдаш Сергеевна – повар;

- КамааЧингисЛазерьович – учитель технологии;

- МонгушВивиана Сергеевна – социальный педагог;

- Чылбак-оол Любовь Кара-Саловна – педагог-библиотекарь;

- Заведующие кабинетами.

 

Проверкой установлено следующее:

           В соответствиис:

- Постановлением Правительства РФ от 20 июня 2020 г. № 900 «О предоставлении бесплатного питания для школьников младших классов»;

-  пунктом 1 статьи 37 Федерального закона № 273-ФЗ от 29.12.2012г «Об образовании в Российской Федерации», организация питания обучающихся возлагается на организации, осуществляющие образовательную деятельность. Пунктом 4 статьи 37 Федерального закона № 273-ФЗ установлено, что обеспечение питанием обучающихся за счет бюджетных ассигнований осуществляется в порядке, который устанавливается органами местного самоуправления. 

На получение бесплатного питания в общеобразовательных организациях за счет бюджетных средств имеют право:

  1. Обучающиеся, получающиеся начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях;
  2. Дети, проживающие в семьях со среднедушевым доходом, размер которого ниже величины прожиточного минимума, установленного в Республике Тыва (дети из малоимущих семей), обучающихся в общеобразовательных.

В целях обеспечения обучающихся питанием, безопасности питания и пищевых продуктов, используемых в питании, а также в целях оказания мер социальной поддержки отдельным категориям обучающихся в МБОУ ХСОШ разработано Положение об организации питания обучающихся, которое утверждено приказом директора школы от 30.08.2020 № 11.

Положение разработано в соответствии с п.16 ст.36, ст.37, пп.2 п.1 ст.41, п.7 ст.79 Федерального закона от 29.12.2012г № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 11.03.2012г № 178 «Об утверждении методических рекомендаций по организации питания обучающихся и воспитанников образовательных учреждений», санитарно-гигиеническими требованиями к организациипитания обучающихся в общеобразовательных организациях, утвержденными постановлением Главного государственного врача Российской Федерации от 23.08.2008г № 45 «Об утверждении СанПин 2.4.5.2409-08».

        Школа самостоятельно предоставляет питание обучающимся на базе школьной столовой и пищеблока. Обслуживание обучающихся осуществляется штатными работниками школы, имеющими соответствующую квалификацию, прошедшими предварительный (при поступлении на работу) и периодический медицинские осмотры в установленном порядке, имеющими личную медицинскую книжку установленного образца.

         Порядок обеспечения питанием обучающихся организуют назначенные приказом директора школы ответственные из числа заместителей, педагогов и обслуживающего персонала школы.

Всем обучающимся предоставляется питание – завтрак.

        Горячее питание предоставляется в учебные дни шесть дней в неделю – с понедельника по субботу включительно.

        Примерное 10-дневное меню разрабатывает ответственный за питание при взаимодействии с работниками пищеблока. Директор согласовывает меню с территориальным отделом Роспотребнадзора.

         В соответствии с утвержденным Положением распределены обязанности между участниками процесса организации питания:

  1. Директор школы;
  2. Ответственный за питание;
  3. Завхоз;
  4. Повар и работники пищеблока;
  5. Классные руководители;
  6. Родители (законные представители) обучающихся.

   Текущий контроль за организацией питания осуществляют ответственные работники школы на основании программы производственного контроля, утвержденной директором школы (Положение о комиссии по контролю за организацией и качеством питания обучающихся, утвержденное приказом директора школы).

Проверка качества готовой кулинарной продукции осуществляет бракеражная комиссия, деятельность которой осуществляется Положением о бракеражной комиссии (Положение о бракеражной комиссии МБОУ ХСОШ), утверждено приказом директором школы).

Состав бракеражной комиссии утверждается приказом директора школы (Приказ директора школы «О создании бракеражной комиссии на 2020-2021 учебный год»).

         Финансирование компенсации по питанию обеспечено Соглашением о порядке и условиях предоставления субсидии на иные цели, не связанные с финансовым обеспечением выполнения муниципального задания на оказание муниципальных услуг (выполнение работ) № 3/Ц5216 от  07 сентября 2020 года, заключенного между управлением образования Дзун-Хемчикскоогокожууна и МБОУ ХСОШ.

Предметом Соглашения является предоставление Учреждению из бюджета муниципального района Дзун-Хемчикскийкожуун Республики Тыва в 2020 году и на плановый период 2021 и 2022 годы субсидии бюджетным учреждениям на иные цели из республиканского бюджета Республики Тыва местному бюджету на организацию бесплатного горячего питания обучающихся, получающих начальное общее образование в муниципальных образовательных организациях в сумме 594 240 рублей. График перечисления субсидии приложен к Соглашению. В Сведениях об операциях с целевыми субсидиями, представленным муниципальному учреждению на 2020 год, сумма субсидии отнесена по коду:

Дополнительным соглашением от 18.12.2020 сумма субсидии из местного бюджета на школьное питание изменена на 671 800,00 рублей (740 0702 07200L3040 612 КЦ:20-53040-00000-00002).

         Таким образом, всего сумма субсидии из местного бюджета на организацию питания МБОУ ХСОШ в 2020 году составила:

         - 740.0702.07200L3040.612 - 594 240 рублей.

       Учет продуктов питания ведется по счету0 105 32 000 «Продукты питания».

 Для учета продуктов питания используются следующие документы:

- оборотная ведомость по движению продуктов питания материально-ответственного лица;

- журнал операций № 7;

- «Накопительная ведомость по приходу продуктов питания» формы 0504037;

- «Накопительная ведомость по расходу продуктов питания» формы 0504038.

 

Учет продуктов питания

В МБОУ СОШ на 2020-2021 учебный год примерное меню питания составлено на 10 дней, утверждено директором Школы и согласовано начальником ТО Управления Роспотребнадзора по РТв Дзун-Хемчикскомкожууне от 09.09.2020г.  Меню составляется по возрастным категориям: с 7лет до 11 лет и с 12 лет и старше с учетом сезонности и включает в себя завтрак и обед.

        Учет движения продуктов питания ведется на счете 105.32 «Продукты питания». По данным бухгалтерского учета по счету 105.32  на 01.01.2020г. сальдо составляет 0,00 рублей, обороты за период на 31.12.2020 г. по дебету – 594 240,0 рублей, по кредиту – 508 490 рублей, остаток на 31.12.2020 – 85 750,0 рублей.

 

Данные накопительных ведомостей по приходу и расходу

продуктов питания за 2020 год

 

Месяц

Остаток

 на начало месяца, руб.

Приход, руб.

Расход, руб.

Остаток

на конец месяца, руб.

1

Сентябрь

0

146864,0

68192,02

78671,98

2

Октябрь

78671,98

49009,1

87155,23

40525,85

3

Ноябрь

40525,85

206540,02

131591,84

115474,03

4

Декабрь

115474,03

191826,88

221550,91

85750,0

 

Всего за 2020 год

 

594240,0

508490,0

 

 

              По данным журнала № 7 по выбытиям и перемещению нефинансовых активов за 2019 год обороты по счету 105.32 «Продукты питания» составили:

- Приход продуктов питания по школьной столовой всего 594 240,0 рублей;

       - Расход продуктов питания по школьной столовой всего 508 490,0 рублей.

Списание продуктов питания, израсходованных для приготовления блюд, осуществлены на основании отчетов материально-ответственного лица. Списание продуктов питания оформляется Актами о списании материальных запасов ф. 0504230. Всего за 2020 год списано продуктов питания на сумму 508 490,0 рублей.

Сравнение данных отчета Ооржак А.О. иданных бухгалтерского учета по движению продуктов питания по школьной столовой в 2020 году расхождений не установлено.

 

Учет продуктов питания в школьной столовой:

Учет ведется материально-ответственным лицом - завхозом. Каждый месяц оформляется оборотная ведомость по приходу и расходу продуктов питания.

Приход продуктов производится по расходным накладным, счетам-фактурам, счетам поставщиков (ИП Салчак А.А., ИП Соскур-оол Ч.С., ООО «Прогресс») по цене, количеству и сумме продуктов.

Расход продуктов производится по цене, количеству и сумме продуктов, использованных для приготовления блюд согласно меню (завтрак).

 

Расчет суммы питания в день на 1 ребенка

в МБОУ ХСОШ в 2020 году

 

Месяц

Сумма расхода продуктов по меню (завтрак + обед) в месяц, руб.

Количество дней питания в месяце

 

Количество детей

Количество детодней, всего

(гр.4*гр.5)

Сумма питания в день на 1 ребенка, руб.

(гр.3/гр.6)

бесплатно

1

2

3

4

5

6

7

1

Январь

0,00

0

0

0

0,00

2

Февраль

0,00

0

0

0

0,00

3

Март

0,00

0

0

0

0,00

4

Апрель

0,00

0

0

0

0,00

5

Май

0,00

0

0

0

0,00

6

Июнь

0,00

0

0

0

0,00

7

Июль

0,00

0

0

0

0,00

8

Август

0,00

0

0

0

0,00

9

Сентябрь

68192,02

13

113

1481

46,04

10

Октябрь

87155,23

21

115

2431

35,85

11

Ноябрь

131591,84

19

114

2172

60,59

12

Декабрь

221550,91

22

115

2550

86,88

 

Всего:

508490

75

459

8634

58,89

 

Расчеты с поставщиками

В проверяемом периоде поставщиками по продуктам питания являлись ИП СалчакАистлана Алексеевна, ИП Соскур-оол Ч.С., ООО «Прогресс».

Кассовые расходы по питанию в 2020 году составили 594 240,0 рублей, в том числе:

- ИП СалчакАистлана Алексеевна, поставка продуктов питания, договор № 4 от 14.09.2020 г. на сумму 403792,6 рублей;

- ИП Соскур-оолЧечекСонамовна, поставка хлебобулочных изделий,  договор № 1 от 14.09.2020г. на сумму 31 875,00 рублей;

- ООО «Прогресс»  лице ген. директора Сат Игоря Дарыжыковича, поставка сельхозпродуктов,всего за 2020 год 158 572,4 рублей:

- договор № 7 от 01.10.2020 г.поставка мяса на сумму 90879,3 рублей;

- договор № 8 от 14.09.2020 г. поставка картофеля на сумму 37400,00 рублей;

- договор № 9 от 14.09.2020 г. поставка мяса на сумму 30 293,1 рублей.

Закупочные цены на заявленные Учреждением сельскохозяйственное сырье и продукты, продовольственные товары соответствуют «Максимальным ценам для закупки на 2020-2021 годы», утвержденными Постановлением администрации муниципального района Дзун-Хемчикскийкожуун Республики Тыва от 03.09.2020г. № 441. 

Проверкой достоверности и обоснованности отражения дебиторской и кредиторской задолженности по состоянию на 31.12.2020г установлено следующее:

Перед составлением годовой отчетности проводится инвентаризация активов и обязательств, результаты которой отражаются в отчетности (п. 9 Инструкции № 33н, п. 7 Инструкции № 191н).

 В соответствии с п.1, 2 ст.11 Закона № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» расчетные обязательства подлежат инвентаризации с целью подтверждения их фактического наличия и сопоставления с данными бухгалтерского учета. Инвентаризация расчетных обязательств осуществляется в виде сверки расчетов, которая оформляется актами сверки расчетов с контрагентами.

             В составе годового отчета по исполнению бюджета МБОУ ХСОШ за 2020 год в сведениях по дебиторской и кредиторской задолженности по учету продуктов питаниякредиторская задолженность (субсидия на иные цели), дебиторская задолженность (субсидии на иные цели),в том числе по контрагентам: дебиторская задолженность (собственные доходы учреждения), кредиторская задолженность (собственные доходы) отсутствуют.

            Сверка расчетов с поставщиками на 31.12.2021 г. подтверждены актами сверки взаимных расчетов.

 

Заключение

  1. В МБОУ ХСОШ Положение об организации питания обучающихся разработано и утверждено приказом директора школы от 30.08.2020 № 27;
  2. Питание обучающихся организуется по месту учебы на базе школьной столовой Школы - завтрак, организованный в Школе, предоставляется на бесплатной основе. Бесплатным питанием на 2020 год обеспечены от 122 до 127 учащихся.

3.     По учету продуктов питания за 2020 год расхождения отчетов материально-ответственных лиц по приходу и расходу продуктов питания не установлены;

В штатном расписании Учреждения предусмотрены должности повара (1 штатная единица). Выделено специальное отремонтированное помещение для организации питания обучающихся. 

С января по август 2020 года доходы от выручки столовой Учреждения не поступали, отчеты от организации платного питания не замечены, питание льготным обучающимся не предусматривались, тем не менее, повару Учреждения Ооржак Роланде Шолбановне выплачена заработная плата за I квартал 2020 года в размере 67 137 рублей, в т.ч.:

 за январь м-ц – 23 047 руб.,

 за февраль м-ц - 21 043 руб.

 за март м-ц - 23 047 руб.

В результате допущена необоснованная выплата заработной платы в размере 67 137 рублей.

Проверкой правильности  оприходования и списания продуктов питания установлено: 

- ежедневный расход (списание) продуктов питания в школьной столовой Учреждения производится по "Меню-требованию на выдачу продуктов питания (ф.0504202). Расход продуктов по столовой за месяц отражается в "Накопительной ведомости по расходу продуктов питания" (ф.0504038).  

Учреждением ведется учет ежедневной посещаемости детей в "Табеле учета посещаемости детей" (ф. 0504608). При выборочной проверке соответствия фактических данных численности детей по "Меню-требованиям" и данных "Табеля учета посещаемости детей расхождений не установлено. 

В 2020 году количество дето-дней составило 8634 дето-детей.

Выборочно проверены меню-требования на выдачу продуктов питания, табеля   учета посещаемости детей, накопительные ведомости по расходу продуктов питания.    

     Согласно накопительных ведомостей по расходу продуктов питания стоимость питания на одного обучающегося в 1 - 4 классах включительно составляет: 

- за сентябрь 2020 г. стоимость питания на одного обучающегося составила – 46,04 руб. (68 192,02 руб. / 1 481 дето-день);  

- за октябрь 2020 г. стоимость питания на одного обучающегося составила – 31,85 руб. (87155,23 руб. / 2431 дето-день);  

- за ноябрь 2020 г. стоимость питания на одного обучающегося составила – 60,59 руб. (131 591,84 руб. / 2 172  дето-день);  

- за декабрь 2020 г. стоимость питания на одного обучающегося составила – 86,88 руб. (221 550,91 руб. / 2 550 дето-день).  

Питание в старших классах и работниковУчреждения за счет средств от добровольных пожертвований не организовано. В 2020 году добровольные пожертвования не поступали. 

 

12. Соблюдение законодательства Российской Федерации при размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд Учреждения  

Проверка соблюдения законодательства о закупках осуществлялась в рамках Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд" (далее – Закон № 44-ФЗ). 

 

Проверка действий заказчика по организации работы и планированию закупок. 

Проверка соблюдения законодательства о закупках осуществлялась в рамках Федерального закона Российской Федерации от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ). 

В соответствии с частью 6 статьи 38 Федерального закона № 44-ФЗ контрактный управляющий ТюлюшАйдын. 

Проверка проводилась путем выборочного рассмотрения и анализа представленных документов со сверкой информации с данными официального сайта РФ в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнении работ, оказании услуг www.zakupki.gov.ru. При проверке размещения на официальном сайте планов-графиков размещения заказов на поставку товаров, выполнение работ оказание услуг для нужд заказчика установлено следующее: 

В соответствии с требованиями Федерального закона № 44-ФЗ Учреждением сформированы и размещены в единой информационной системе план-график размещения заказов на 2020 финансовый год и план закупок на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов. 

Частью 7 статьи 17 Федерального закона № 44-ФЗ установлено, что план закупок формируется муниципальным заказчиком в соответствии с требованиями настоящей статьи в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации с учетом положений бюджетного законодательства Российской Федерации и утверждается в течение десяти рабочих дней после доведения до государственного или муниципального заказчика объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации. Аналогичное требование закреплено и в постановлении Правительства РФ от 21.11.2013 № 1043 "О требованиях к формированию, утверждению и ведению планов закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также требованиях к форме планов закупок товаров, работ, услуг" (далее Требования № 1043).   

Решением Хурала представителей муниципального района  ДХРРТ от 23.12.2019 №  утверждены основные характеристики бюджета района на 2020 год. Сводная бюджетная роспись на 2020 год и плановый период 2021 и 2022 годов доведена до главного распорядителя бюджетных средств (управление образования администрации Дзун-Хемчикскогокожууна) - 23.12.19 г.  

Дата утверждения заказчиком плана закупок– 23.12.2020 г. 

Дата размещения заказчиком плана закупок в ЕИС – 23.12.2020 г. 

Федеральным законом № 44-ФЗ установлено, что планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.  

Согласно статье 21 Федерального закона № 44-ФЗ План-график разрабатывается ежегодно на один год и утверждается заказчиком в течение десяти рабочих дней после получения им объема прав в денежном выражении на принятие и (или) исполнение обязательств или утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности в соответствии с законодательством Российской Федерации. Утвержденный заказчиком план-график и внесенные в него изменения подлежат размещению в единой информационной системе в течение трех рабочих дней с даты утверждения или изменения плана-графика, за исключением сведений, составляющих государственную тайну.  

Формирование Плана-графика размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчика производится на основании постановления Правительства РФ от 05.06.2015 № 554 «О требованиях к формированию, утверждению и ведению плана-графика закупок товаров, работ, услуг для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации и муниципальных нужд, а также о требованиях к форме плана-графика закупок товаров, работ, услуг» (далее — Требования № 554).

Согласно ч.1 ст.21 Федерального закона № 44-ФЗ планы – графики на 2020 год содержат перечень закупок товаров (работ, услуг) для обеспечения муниципальных нужд на текущий финансовый год и являются основанием для осуществления закупок. Анализ планов закупок и планов-графиков на 2020 год, их обоснование показал, что все требования к формированию и ведению планов закупок и планов-графиков, Учреждением выполнены без нарушений.  

В соответствии с частью 1 статьи 30 Закона № 44-ФЗ заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем 15 процентов совокупного годового объема закупок. 

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.03.2015г. № 238 "О порядке подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещения в единой информационной системе и внесении изменения в Положение о Межведомственной комиссии по отбору инвестиционных проектов, российских кредитных организаций и международных финансовых организаций для участия в Программе поддержки инвестиционных проектов, реализуемых на территории РоссийскойФедерации на основе проектного финансирования" утверждены правила подготовки отчета об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций, его размещение в единой информационной системе, и требования к заполнению данного отчета, согласно которого заказчикам в срок до 1 апреля года, следующего за отчетным годом, разместить такой отчет в единой информационной системе. За 2020 год отчет об объеме закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций размещен на официальном сайте 26.01.2019. 

Совокупный годовой объем закупок за 2020 год в рамках осуществления закупок, предусмотренных частью 1.1 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ по оплате в отчетном году контрактов, заключаемых с единственным поставщиком в соответствии с частью 1 статьи 93 Федерального закона № 44-ФЗ, составляет 2 446456,75 руб.  

Согласно размещенных отчетов закупки у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций в 2020 год не осуществлялись.  

Согласно пункту 11 Требований № 554 внесение изменений в план-график, размещенный на официальном сайте, по каждому объекту закупки осуществляется не позднее, чем за десять дней до дня размещения в единой информационной системе в сфере закупок извещения об осуществлении соответствующей закупки или направления приглашения принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом, но не ранее размещения внесенных изменений в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с частью 15 статьи 21 Федерального закона № 44-ФЗ. Нарушений не установлено. 

 

Соблюдение процедуры проведения закупок  

 Планом-графиком размещения заказов на 2020 год способ размещения заказа определен как закупка у единственного поставщика по пунктам 1,4, 5 ст. 93 Федерального закона № 44-ФЗ. Электронные аукционы и запросы котировок не проводились. 

Согласно реестру закупок заключены следующие договоры: 

В соответствии с п.4 ч.1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ заключено  контрактов и договоров на общую сумму  1 766 530,75 руб. 

В соответствие с ч. 9 ст. 94 Закона 44-ФЗ, результаты исполнения контракта об оказанной услуге отражаются заказчиком в отчете, размещаемом в единой информационной системе, который должен быть размещен в течение 7 рабочих дней со дня оплаты заказчиком обязательств и подписания заказчиком документа о приемке результатов исполнения контракта - Постановление Правительства РФ от 28.11.2013 №1093 "О порядке подготовки и размещения в единой информационной системе в сфере закупок отчета об исполнении государственного (муниципального) контракта и (или) о результатах отдельного этапа его исполнения" (далее – Постановление от 28.11.2013 №1093). Нарушений по срокам размещения не установлено. 

Нарушений в действии заказчика по организации работы в контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг не установлено.

Требования, предъявляемые к форме и порядку размещения на официальном сайте планов-графиков, соблюдены. 

 

Соответствие поставленного товара, выполненной работы, ее 

результата, или оказанной услуги условиям контракта 

 

Своевременность и достоверность отражения учета поставленного товара, выполненных работ, предоставленных услуг проверена в первичных документах и учетных регистрах (товарные накладные, акты выполненных работ, журнал-ордер № 4 "Расчеты с поставщиками и подрядчиками", журнал - ордер № 7 "По выбытию и перемещению нефинансовых активов") с заключенными муниципальными контрактами, договорами по закупкам с единственным поставщиком. Товарные накладные, акты выполненных работ, услуг отражаются в учете в соответствии с пунктом 3 Инструкции № 157н. Отражение в документах учета поставленного товара, выполненной работы (ее результата), оказанной услуги в журналах операций осуществлялись по мере совершения операций, но не позднее следующего дня после получения первичного учетного документа. Нарушений не установлено. На поставленные товары, выполненные работы и оказанные услуги к проверке представлены документы: муниципальные контракты, договоры, акты выполненных работ (оказанных услуг), товарные накладные.  

Выборочной проверкой соответствия поставленного товара, выполненной работы (её результата) или оказанной услуги условиям заключенных договоров, контрактов нарушений не установлено. 

 

13. Проверка актуальности информации, предоставленной и размещенной учреждением на официальном сайте в сети Интернет (www.school-haiyakan.rtuva.ru). 

 

Во исполнение положений п. 3.3 ст. 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» казенные учреждения наряду с другими государственными (муниципальными) учреждениями обязаны обеспечивать открытость и доступность информации о своей деятельности путем размещения ее на официальном сайте school-haiyakan.rtuva.ru . Согласно Порядку предоставления информации государственным (муниципальным) учреждением, ее размещения на официальном сайте в сети Интернет и ведения указанного сайта, утвержденному Приказом Минфина России от 21.07.2011 № 86н (далее Порядок № 86-н), официальному опубликованию в сети Интернет подлежат, в частности, следующие документы: 

- учредительные документы государственного (муниципального) учреждения, в том числе внесенные в них изменения;  

- свидетельство о государственной регистрации государственного (муниципального) учреждения;  

- решение учредителя о создании государственного (муниципального) учреждения;  

- решение учредителя о назначении руководителя государственного (муниципального) учреждения, положения о филиалах, представительствах государственного (муниципального) учреждения;  

- государственное (муниципальное) задание на оказание услуг (выполнение работ);  

- годовая бухгалтерская отчетность государственного (муниципального) учреждения;  

- отчет о результатах деятельности государственного (муниципального) учреждения и об использовании закрепленного за ним государственного (муниципального) имущества;  

- сведения о проведенных в отношении государственного (муниципального) учреждения контрольных мероприятиях и их результатах; 

- бюджетная смета казенного учреждения, которая составляется, утверждается и ведется в порядке, установленном бюджетным законодательством Российской Федерации.  

В соответствии с п. 3.3 статьи 32 Федерального закона от 12.01.1996 № 7-ФЗ «О некоммерческих организациях» в МБОУ ХСОШ  открытость и доступность электронных копий документов, связанных с созданием учреждения обеспечена (school-haiyakan.rtuva.ru).

 

    Таким образом, проверкой  правомерности и эффективности расходования бюджетных средств на оплату труда за 2020 год, где охвачен объём проверенных средств 30 222,61 тыс. руб., выявлены всего финансовых нарушений на 662,38 тыс. рублей, в том числе:

- премии выплаченные без конкретного наименования и с отсутствием локального нормативного акта организации составляет 386,9 тыс. рублей;

- неправомерно начислены отпускные на сумму 8,1 тыс. рублей, при отзыве из отпуска перерасчет отпускных не произведен;

-обслуживающему персоналу при начислении оплачиваемого отпуска допущена переплата на сумму 28,75тыс. рублей;

- произведена переплата и недоплата отпускных в 2020 г. в связи с неправильным определением базы для расчета среднего заработка 2-м работникам на общую сумму 7,62 тыс. рублей;

- проверкой правомерности осуществленных расходов при совместительстве или исполнении обязанностей временно отсутствующего работника выявлены факты неправомерного использования бюджетных средств на сумму 70,3 тыс. рублей;

- без справки подтверждений и вызовов необоснованно выплачены бюджетные средства на общую сумму 93,57тыс. рублей;

- необоснованная выплата заработной платы в размере 67,14тыс. рублей.

 

 

 

Председатель Контрольно-счетного органа

Дзун-Хемчикскогокожууна                                                                                       А.С. Донгак

 

Инспектор Контрольно-счетного органа

Дзун-Хемчикскогокожууна                                                                                      Б.Д. Кок-оол

 

Директор МБОУ ХСОШ 

Дзун-Хемчикскогокожуна                                                                                     А.Д. Монгуш

 

Главный бухгалтер

управления образования

администрации Дзун-ХемчикскогокожуунаУ.О. Ховалыг

 

 

С правом представления возражений и разногласий по акту проверки ознакомлен:

Директор МБОУ ХСОШДзун-Хемчикскогокожууна Республики Тыва.

 

 Один экземпляр акта получен

     «__» _____________ 2021 г.

       _____________________

                        (подпись)

     Акт проверки составлен в 2 экземплярах:

1 экземпляр – в Контрольно-счетный орган муниципального района «Дзун-Хемчикскийкожуун Республики Тыва»;

2 экземпляр – в Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Хайыраканская средняя общеобразовательная школа Дзун-Хемчикскогокожууна Республики Тыва.